Интересные экспонаты в экспозиции «Семья Дараган»

Благодаря дару семьи Дараган фонды музея пополнились ценными и интересными предметами:

  • - коллекция фарфора и фаянса (сер. XIX – 1-я треть ХХ в., производство фирм «Wedgwood», «Jonson Bros», «Villeroy & Boch», «Arabia», фабрики братьев Корниловых)
  • - персидский ковер ручной работы в технике узелкового ткачества (нач. XIX в.)
  • - фабричная книжка из ткани для обучения детей французскому языку (нач. ХХ в.)
  • - плащ из мягкой пластмассы, Западная Европа, 1930-е гг.
  • - печатная механическая портативная машинка "Underwood", США, 1930-е гг.
  • - снегоступы, привезенные с советско-финской войны 1939 г.
  • - кожаный портфель нижегородского помещика и правоведа с именным тиснением (1870-80-е гг.)
  • - дорожный сундук нач. ХХ в.
  • - коллекция чемоданов 1-й пол. ХХ в.
  • - аптечный шкафчик (куплен на кустарной выставке в Санкт-Петербурге в 1908 г.)


* Сервиз «Blue Onion»/«Синий лук» (69 предметов). Фаянс, деколь. «Jonson Bros», Великобритания. 1-я пол. ХХ в. Знаменитый «Zwiebelmuster» ("луковичный узор" или попросту "синий лук"), наверное, самый известный дизайн марки Meissen. Этот узор, авторство которого приписывается художнику Йохану Кречмеру, был создан в 1739 г. на основе китайского декора с тремя благословенными плодами: гранами, персиками и лимонами. Но поскольку диковинные фрукты и цветы далекой Поднебесной мейсенским художникам были незнакомы, копировали они их весьма приблизительно и более привычно для европейского глаза. В результате персики с гранатами превратились в гибрид, который большинству напоминал обычный репчатый лук. Поэтому первоначально этот декор прозвали просто "луковка". Завершали композицию стилизованные пионы, обвитые вокруг стеблей бамбука. К слову, в 2019 году фирма «Meissen» будет отмечать 280-й юбилей своего самого знаменитого декора. Он считается ее визитной карточкой, но его охотно копируют и другие производители фарфора.

* Глубокие тарелки «Blue Willow»/«Синие ивы». Опак, деколь. «Arabia», Финляндия. 1-я треть ХХ в. Этот мотив был очень популярен при декорировании фарфоровых изделий в конце XIX - начале ХХ в. Он иллюстрирует старинную китайскую легенду о том, как давным-давно в древнем Китае жил один очень богатый Мандарин. И была у него красавица дочь, которую Мандарин хотел отдать в жены богатому старому купцу. Но сердце девушки принадлежало бедному юноше, который работал секретарем у ее отца. Узнав об их любви, Мандарин заточил дочь в своей пагоде. Но девушке удалось послать весточку своему возлюбленному. Она спрятала записку в кокосовой скорлупе и пустила ее по течению реки. Договорившись, двое влюбленных сбежали. В маленькой лодке они плыли по морю, когда Мандарин догнал их и в страшном гневе чуть не избил до смерти. Но, по воле богов, влюбленные превратились в пару горлиц и взлетели высоко в небо. Мандарин вернулся в свой удел ни с чем, а две горлицы все так же парили в синем небе, поднимаясь все выше и выше в голубую даль. Насыщенные оттенки синего цвета, изящные и строгие линии орнамента и богатство рисунка, передающего мельчайшие детали природы и архитектуры Китая, придают этим тарелочкам особую элегантность и очарование.